Закон власти №16 гласит, что редкое появление в обществе является одним из ключей ко власти. Да и приятней слышать “Почему мы так давно тебя не видели?”, чем “Зачем ты снова явился?”.

Ценность познается дефицитом. И это утверждение касается в разной степени самых различных сфер человеческой жизни. Взять к примеру понятие золота как универсального денежного стандарта. Золото способно исполнять эту функцию только потому, что его относительно мало и оно долговечно. Если бы попытались вместо него применять, скажем, дерево (легко восстанавливаемое) или уголь (легко уничтожаемый), трудно представить себе, насколько бы увеличился экономический хаос.

Многим может показаться, что для определения цены “дефицит” нужно умножать на “полезность”, но это не всегда работает, т. к. за хлеб мы платим лишь пару гривен, а художественные произведения идут с молотка за тысячи и миллионы. Причем, здесь стоит отдельно упомянуть, что часто их покупают вовсе не потому, что они красивы и несут “эстетическую полезность” – их покупают потому, что “это последняя работа [вставте имя]”. То есть это вещь статусная и эксклюзивная.

Шведский философ современности Александр Бард говорит, что во времена нетократии важность эксклюзивности в определении цены будет играть даже еще большую роль, чем в индустриальную эру. Впрочем, лично мне кажется довольно очевидным, что эксклюзивные, индивидуальные продукты всегда были прерогативой и символом элит, поскольку дешевизна и общедоступность стандартизированных, массовых, безликих вещей экономически очевидна. Все хотят иметь нечто более эксклюзивное, чем все остальные, и потому мир обречен на разнообразие (diversity): появляется уникальный товар – блестящее платье, его носят самые продвинутые расфуфыренные фифы из высшего света, но вскоре, поддаваясь желанию масс, производители выпускают дешевые аналоги и вот уже в лажовых футболочках со стразиками ходят все провинциальные девушки, а сам вид данного продукта вызывает ощущение нереально быдлятой дешевизны. В результате, есть необходимость придумывать что-то новое или хотя бы “вспоминать старое”, дабы вновь поднять уровень эксклюзивности продаваемого продукта.

Также очевидна и польза от владением уникальными технологиями, недоступными другим компаниям или государствам. Если вы – единственный производитель телефонов с сенсорным экраном, вы можете заколачивать 10-кратную цену за свой продукт. И многие будут его покупать даже если он по всем остальным параметрам проигрывает аналогам.

Итак, мы приходим к принципу Парето, где 20% благ стоят 80% ценности (и наоборот), где 10% людей владеют 90% накопленных знаний, где 1% управляет 99-ью процентами. То есть, масса, с одной стороны, правит, но с другой стороны, количество – это признак подневольного класса.

Advertisements