У Навального прочел заметку одной из его активисток – Elena Marus. Сперва приведу фрагмент ее текста…

“Я вот когда росла (…) в социуме тотально доминировало мнение, что политика — это прям обязательно какая-то гнусь, ложь и мерзость. Очень хорошо помню, что на этапе формирования личности я от «взрослых людей» часто слышала довольно стандартные фразы вида: «фу, это же политика», «я в политику не лезу/политикой не интересуюсь» (…) как будто речь о венерическом заболевании, ей богу, а не о процессах, которые определяют систему управления и развития общества. Довольно долго этот факт я воспринимала как должное и просто относила его к категории каких-то неоспоримых базовых знаний. Нож в правой, вилка — в левой, дорогу — на зеленый, политика — зло.

Это же просто вау. Я горжусь чуваками, которые этого добились. Правда. Десятилетиями внушать неопределенно большому количеству людей, что не нужно интересоваться политикой, что не нужно вникать в эту мерзость, потому что некие отвратные существа «политики», ради себя и своих тайных и гнусных целей все равно всех обманут. Просто стой подальше, вникай поменьше и не запачкаешься. Браво.

Я не думаю, что я могу кого-то переубедить. Но все же. Люди, я работаю на второй избирательной кампании в жизни. И знаете, что я узнала? Что политика — это невероятно интересно, что это политика — это невероятно сложно (всегда нужно коммуницировать и находить общий язык с огромным количеством людей), и что я никак не могу понять как нас всех заставили поверить, что политика — это всегда ложь, гнусь и грязь.”

…Как же это все знакомо. Аккурат как об отношении украинцев 2006-2010 года. Я отлично помню все эти утверждения, что “та все они там одинаковые”. Однако, в отличие от России, наш принцип “моя хата скраю” подпитывался не только ощутимым бессилием перед обстоятельствами, а и нашим извечным неприятием любой власти. Технология “протывсихов” сработала очень результативно.

Но отмежевание от политики – это иллюзия. Life is all political. Особенно в нашу эпоху. Купил товар российского производителя – поддержал Кремль. Может быть, ты его и не поддерживаешь морально, может быть, ты даже не знаешь, что война идет, но фактически, отчислениями в бюджет России – поддержал. Вот сейчас я пишу по-русски – это тоже можно расценивать как политический акт, а какой именно – тут уже можно по-разному расценивать. Если же почитать Франкфуртскую школу или феминисток, то наша речь вообще вся – сплошной инструмент порабощения и укрепление/разрушения политических систем. Даже уехать жить на безлюдный остров без Интернета и электрики – тоже политический акт, особенно в энвайронменталистском или анархистском контекстах. Нету свободы от политики, нету и не было.

Зло, вездесущее

Иллюзия грязи в политике распространяется на всех. Несколько месяцев назад я был шокирован, когда на вполне спокойной мажоритарке мне 10 лет проработавший в прокуратуре человек сказал, что “никогда не окунался в такую грязь”, как на выборах. Возможно, это была неудачная шутка с его стороны… ну или это у меня ничем не обоснованное предубеждение о нашей прокуратуре [сарказм].

Но кто сказал, что политика чем-то грязнее, чем вся остальная жизнь? Как давно этот человек вылезал из своего дома в непроходимых лесах на краю земли? Что, в политике люди больше обманывают друг друга? Или циничнее относятся к миру в целом? Да нет, просто политика публична и все от нее ожидают примера для остального общества, не понимая, что все остальное общество в ней лишь видит свое отражение.

Чтобы понять это, в прокуратуру ходить не обязательно. Вы давно были в больнице? Почитайте историю моего друга Игоря о том, как у нас врачи работают с пациентами. А в школе давно были? В военкомате? В магазине? Когда мне было лет 5, мне продавщица посчитала одно мороженое за два и отказалась возвращать всю сдачу с большой купюры – это что, не грязь, это не цинично? На том этапе это было порядка 10% всех моих сбережений! А давно ли вас бросал человек, которого вы искренне любили и для которого кучу всего сделали? Давно за кривое слово выгоняли с работы? Мнимый цинизм и лицемерие в политике – не более, чем вездесущие цинизм и лицемерие во всех человеческих отношениях… кроме разве что отношений с самыми близкими – но с этой точки зрения, депутаты своих ближайших партнеров тоже не так часто “кидают”.

Зло, неизбежное

Вопреки общепринятому понятию о том, что зло творят злые люди во имя собственной алчности и жестокости, злобно хихикая под раскаты грома в темном замке на холме, на самом деле, зло творят все. Порою действительно из-за безграничного эгоизма и ненависти к другим, но часто – из-за обстоятельств, да и просто потому, что мир так устроен: доброе дело для кого-то одного – это часто зло для кого-то другого. И чем более высокого уровня мы принимаем решения, тем больше зла. Политика – это организация общества, это очень высокий уровень, и соответственно, там очень много зла, которого нельзя избежать. Нельзя одновременно повышать соцвыплаты и резать налоги – все равно кому-то сделают лучше за счет кого-то другого.

И да, есть необходимое зло, на которое либо идешь, либо ты просто вообще не принимаешь участия. Все хотят, чтобы политики говорили правду. А кто готов ее слышать? И не говорите мне, что вы готовы. Никогда не победит самый честный, самый святой кандидат на выборах (и не только у нас), если не будет демонстрировать уверенность в том, что он решит все проблемы. Хотите знать правду? Хорошо, если этот кандидат разбирается в одной-двух сферах изо всех тех, которыми ему придется заниматься, если попадет во власть.

Скорее всего, даже самый компетентный кандидат или чиновник имеет довольно неясное представление, за какие именно ниточки нужно дергать, чтобы заставить систему измениться (пример тому – Шеремета). Кандидату просто банально может понадобиться время разобраться. Он может осознавать, что быстро это никак не получится. Но если он это скажет избирателям, они пойдут и проголосуют за лживого и коррумпированного, но куда более располагающего к себе.

Следующий этап

Украине, на самом деле, политический абсентеизм в ближайшее время вовсе не грозит. Приятно, что сейчас люди стали активнее следить за каждым решением властей (или, по крайней мере, складывается такое впечатление). Но нужно видеть цель за целью. Как минимум, впереди всегда есть новые выборы, на которых необходимо дать критическую оценку проделанной властями работе. И многие проблемы общества необходимо поднимать снова и снова, не боясь испачкаться.

