Посмотрел сериал (скорее – многосерийный фильм) “Жизнь и судьба” авторства Сергея Урсуляка, того же, который снял “Ликвидацию”. Да-да, это российское кино, но прежде, чем делать выводы – прочтите рецензию. “Жизнь и судьба” – один из немногих российских продуктов, которые можно и даже нужно смотреть, тем более сейчас, во времена этой, новой войны.

LaD

Но фильм этот не о войне. Война, Сталинград – скорее фон происходящего. И немцы (их почти не называют фашистами или нацистами – они прежде всего “немцы”) воспринимаются скорее как какое-то стихийное бедствие, а не как враг с осознанными целями. Бомбардировки превращаются в элемент повседневности. Во время непродолжительной окопной войны часть персонажей вообще говорит о полевых позициях штабов, как о соседних селах. А истинные герои героями себя не считают вовсе, поскольку все их героические и просто добрые поступки часто просто продиктованы обстоятельствами (“все погибли, а я нет”) либо разбиваются о сопротивление системы.

Это фильм о Советском Союзе, об адской бюрократии, которая мало изменилась за последние 70 лет, о стране террора, где никто не чувствует себя в безопасности нигде. Будь ты хоть гениальным физиком, хоть героем войны, хоть ветераном Октябрьской революции, хоть комиссаром НКВД – ты бессильное ничто перед бюрократической махиной государства, и малейший донос может аннулировать все твои заслуги. Выживают не лучшие, а те, кто умело приспособится к системе доносов, бессмысленных формальностей и некомпетентных приказов.

Этот фильм обличает гнуснейшее лицемерие советчины. При всей “интернациональности” коммунистов, одной из второстепенных сюжетных линий является типичная история антисемитизма в СССР на рабочем месте. Автор фильма, пусть лишь в одном эпизоде, поднимает тему ксенофобского отношения русских к татарам. При всей вере в “равенство”, одному из командиров его комиссар говорит о “чистой пролетарской крови”, а слово “советский” постоянно пытается переделать в “русский”.

Это один из немногих российских фильмов, где украинцы показаны по-нормальному, пусть даже все они где-то на грани между вторым планом и массовкой. Есть даже отдельная мини-тема колхозов, к которой по ходу фильма возвращаются несколько раз.

Словом, кто не смотрел – рекомендую. Я не знаю, каких взглядов на Крым и Донбасс придерживаются актеры этой ленты. Не знаю, что думал и автор. Но мне кажется, что современная власть России этот фильм/сериал должна была бы запретить.

Advertisements