Горгород (2015)

Из моего окружения рэп не слушает почти никто, тем более – русский рэп. Но позволю себе написать об одном альбоме, который весьма неожиданно меня искренне поразил.

gorgorod.jpg

Автор альбома, Oxxxymiron – питерский рэпер, учившийся в Оксфорде и вообще длительное время проживавший в Европе. Его альбом “Горгород” – это рэп-повесть. То есть это одновременно и рэп-альбом, и целая история, которую можно прослушать как аудио-книгу. Необычный формат. Настолько необычный, что о “Горгороде” написали, должно быть, уже сотни аналитических материалов, в том числе и сугубо литературного характера.

Повесть рассказывает историю писателя Марка, живущего в неком Горгороде. Этот загадочный населенный пункт одновременно и шахтерский центр, и курорт, но жить в нем ужасно плохо. Городом управляет постоянно переизбираемый и почти всемогущий Мэр-владелец наркоимперии, который также наживается и на добыче руды и не гнушается публично казнить неугодных. Марк влюбляется в мажорку Алису, которая при этом подталкивает его к революции против Мэра и знакомит с лидером заговорщиков Гуру, но главного героя постянно терзают сомнения на счет того, нужна ли революция и какую роль в ней он мог бы сыграть.

“Горгород” оставил на мне больший отпечаток, чем любая книга или фильм, которые я читал/смотрел за последние три года. Во-первых, эти трэки просто очень хорошо написаны и начитаны. Текст полон образов. Почти каждая строчка нагружена смыслом. Даже если он туда изначально не закладывался, его легко придумать. Здесь мало слов, которые вставлены просто для ритма и рифмы, напротив – каждое словосочетание добавляет штрих к общему портрету города. При прослушавании моя фантазия рисует Горгород в многочисленных и ярких, хотя и ужасных деталях.

Во-вторых, главный герой – писатель – этот образ легко приложить и к журналисту, и к музыканту, и к любому человеку гуманитарного труда. Более того, мне близка проблематика Марка. Он так долго искал любви, что его попросту задолбали эти поиски. И вот, когда, наконец, он ее находит, он изначально ощущает обреченность на провал. В этом глубочайшая трагедия.

В-третьих, мир, который изобразил в своей повести Мирон, интересен. Он мрачен и депрессивен, однако при этом весьма похож на реальный. Один из главных и наиболее очевидных выводов: корень проблем города далеко не только в Мэре, который контролирует якобы все. Он никогда не смог бы самостоятельно создать ад Горгорода без жестокости полиции, без лицемерного поклонения иконам, без неуверенности революционеров и без готовности всех горожан ежедневно воевать против всех остальных за “бабки, территорию, контроль”. И конечно же, на выходе получается ощущение полной безысходности. Эдакий “Левиафан” Звягинцева.

Завершальную и главную песню – “Где нас нет” – я бы рекомендовал прослушать первой. Всё сказанное в этом тексте касается главных героев повести, но и безотносительно истории, это гениальный текст. Он состоит почти полностью из цитат, которые люди слышат на протяжении жизни, начиная с детских лет. Это цитаты вечного недовольства наших ближних – соседей, учителей, родителей, одноклассников. Они всё время поддевают нас, игнорируют наши потребности, безапелляционно грузят своими убеждениями, будто, кроме них нет никого. Будто бы нас как полноценных людей не существует. И от этого всего хочется отправиться куда-то подальше отсюда – туда, где нас на самом деле нет. Как было сказано выше, проблема не в единоличном верховном тиране, проблема в обыденных тиранах среди нас.

Некоторые трэки указывают на довольно сильное влияние Эминема. Например, “Колыбельная”, подобно песне Mockingbird, в словах, обращенных к засыпающему ребенку, рассказывает о бытовых и социальных проблемах, с которыми сталкивается автор. В альбоме есть (думаю, самая слабая здесь) песня-сообщение гневного фаната – она очень отличается от легендарного Stan и по мелодике, и по месседжу, и по образу самого фаната, но ассоциацию трудно игнорировать. В конце концов, сомнения Марка по поводу роли революционера во многом перекликаются с настроением нескольких ранних песен Эминема. В любом случае, тут вряд ли можно говорить о плагиате, просто мысли порою схожи.

Догадываюсь, что из моих читателей вряд ли многие отважатся садиться слушать Мирона, однако я действительно считаю, что это художественно интересный подход, и хотелось бы больше подобных экспериментов, целостных, затягивающих и не отпускающих своей атмосферой, подобно хорошей книге.

Advertisements

2 thoughts on “Горгород (2015)

  1. Меломан reporting in. 🙂

    Мирон – явно очень неглупый и интересный человек, немало перечитавший и переслушавший (с интересом пролистал его альбом на тему ‘кто повлиял’ вконтакте, там много достойнейших фигур из самых разных сфер культуры). Большую часть своего творчества он занимался с текстовой точки зрения ерундой, даже при использовании тонких отсылок и всего такого песни про тяжёлую уличную жизнь и про мамок остаются таковыми.

    Но мне как-то попалась вещь Ultima Thule. И вот это очень впечатлило. А потом и Горгород послушал. И, хотя треть альбома, на мой взгляд, очень возрастные вещи, которые хорошо заходят фанатам лет в 16-18, но оставшиеся две трети таки очень порадовали. Это не Кендрик Ламар по техническому уровню, конечно – но это тоже хочется и интересно слушать, даже если хип-хоп-культурой не очень интересуешься, и интересно быть вовлеченным в игру словами и отсылками, которая у Мирона таки получается.

    1. За рекомендацию спасибо! Я пока что, окромя “Горгорода”, из Мирона слушал только несколько батлов с его участием (думаю, весьма годных) и также пару отдельных вещей из первого студийного альбома (не так, чтобы очень).

      Согласен, что в “Горгороде” есть много очень подросткового, но ведь и сам Мирон, похоже, из тех, кто под тридцатник отсается внутри подростком. И я здесь даже не буду спешить судить, плохо это или нет.

Залишити відповідь

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out / Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out / Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out / Змінити )

Google+ photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google+. Log Out / Змінити )

З’єднання з %s