Из моего окружения рэп не слушает почти никто, тем более – русский рэп. Но позволю себе написать об одном альбоме, который весьма неожиданно меня искренне поразил.
Автор альбома, Oxxxymiron – питерский рэпер, учившийся в Оксфорде и вообще длительное время проживавший в Европе. Его альбом “Горгород” – это рэп-повесть. То есть это одновременно и рэп-альбом, и целая история, которую можно прослушать как аудио-книгу. Необычный формат. Настолько необычный, что о “Горгороде” написали, должно быть, уже сотни аналитических материалов, в том числе и сугубо литературного характера.
Повесть рассказывает историю писателя Марка, живущего в неком Горгороде. Этот загадочный населенный пункт одновременно и шахтерский центр, и курорт, но жить в нем ужасно плохо. Городом управляет постоянно переизбираемый и почти всемогущий Мэр-владелец наркоимперии, который также наживается и на добыче руды и не гнушается публично казнить неугодных. Марк влюбляется в мажорку Алису, которая при этом подталкивает его к революции против Мэра и знакомит с лидером заговорщиков Гуру, но главного героя постянно терзают сомнения на счет того, нужна ли революция и какую роль в ней он мог бы сыграть.
“Горгород” оставил на мне больший отпечаток, чем любая книга или фильм, которые я читал/смотрел за последние три года. Во-первых, эти трэки просто очень хорошо написаны и начитаны. Текст полон образов. Почти каждая строчка нагружена смыслом. Даже если он туда изначально не закладывался, его легко придумать. Здесь мало слов, которые вставлены просто для ритма и рифмы, напротив – каждое словосочетание добавляет штрих к общему портрету города. При прослушавании моя фантазия рисует Горгород в многочисленных и ярких, хотя и ужасных деталях.
Во-вторых, главный герой – писатель – этот образ легко приложить и к журналисту, и к музыканту, и к любому человеку гуманитарного труда. Более того, мне близка проблематика Марка. Он так долго искал любви, что его попросту задолбали эти поиски. И вот, когда, наконец, он ее находит, он изначально ощущает обреченность на провал. В этом глубочайшая трагедия.
В-третьих, мир, который изобразил в своей повести Мирон, интересен. Он мрачен и депрессивен, однако при этом весьма похож на реальный. Один из главных и наиболее очевидных выводов: корень проблем города далеко не только в Мэре, который контролирует якобы все. Он никогда не смог бы самостоятельно создать ад Горгорода без жестокости полиции, без лицемерного поклонения иконам, без неуверенности революционеров и без готовности всех горожан ежедневно воевать против всех остальных за “бабки, территорию, контроль”. И конечно же, на выходе получается ощущение полной безысходности. Эдакий “Левиафан” Звягинцева.
Завершальную и главную песню – “Где нас нет” – я бы рекомендовал прослушать первой. Всё сказанное в этом тексте касается главных героев повести, но и безотносительно истории, это гениальный текст. Он состоит почти полностью из цитат, которые люди слышат на протяжении жизни, начиная с детских лет. Это цитаты вечного недовольства наших ближних – соседей, учителей, родителей, одноклассников. Они всё время поддевают нас, игнорируют наши потребности, безапелляционно грузят своими убеждениями, будто, кроме них нет никого. Будто бы нас как полноценных людей не существует. И от этого всего хочется отправиться куда-то подальше отсюда – туда, где нас на самом деле нет. Как было сказано выше, проблема не в единоличном верховном тиране, проблема в обыденных тиранах среди нас.
Некоторые трэки указывают на довольно сильное влияние Эминема. Например, “Колыбельная”, подобно песне Mockingbird, в словах, обращенных к засыпающему ребенку, рассказывает о бытовых и социальных проблемах, с которыми сталкивается автор. В альбоме есть (думаю, самая слабая здесь) песня-сообщение гневного фаната – она очень отличается от легендарного Stan и по мелодике, и по месседжу, и по образу самого фаната, но ассоциацию трудно игнорировать. В конце концов, сомнения Марка по поводу роли революционера во многом перекликаются с настроением нескольких ранних песен Эминема. В любом случае, тут вряд ли можно говорить о плагиате, просто мысли порою схожи.
Догадываюсь, что из моих читателей вряд ли многие отважатся садиться слушать Мирона, однако я действительно считаю, что это художественно интересный подход, и хотелось бы больше подобных экспериментов, целостных, затягивающих и не отпускающих своей атмосферой, подобно хорошей книге.
Меломан reporting in. 🙂
Мирон – явно очень неглупый и интересный человек, немало перечитавший и переслушавший (с интересом пролистал его альбом на тему ‘кто повлиял’ вконтакте, там много достойнейших фигур из самых разных сфер культуры). Большую часть своего творчества он занимался с текстовой точки зрения ерундой, даже при использовании тонких отсылок и всего такого песни про тяжёлую уличную жизнь и про мамок остаются таковыми.
Но мне как-то попалась вещь Ultima Thule. И вот это очень впечатлило. А потом и Горгород послушал. И, хотя треть альбома, на мой взгляд, очень возрастные вещи, которые хорошо заходят фанатам лет в 16-18, но оставшиеся две трети таки очень порадовали. Это не Кендрик Ламар по техническому уровню, конечно – но это тоже хочется и интересно слушать, даже если хип-хоп-культурой не очень интересуешься, и интересно быть вовлеченным в игру словами и отсылками, которая у Мирона таки получается.
За рекомендацию спасибо! Я пока что, окромя “Горгорода”, из Мирона слушал только несколько батлов с его участием (думаю, весьма годных) и также пару отдельных вещей из первого студийного альбома (не так, чтобы очень).
Согласен, что в “Горгороде” есть много очень подросткового, но ведь и сам Мирон, похоже, из тех, кто под тридцатник отсается внутри подростком. И я здесь даже не буду спешить судить, плохо это или нет.